Важным средством всестороннего развития детей является эстетическое воспитание. Оно направлено на развитие у детей способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в природе, в общественной жизни и в искусстве.
Знакомство с лучшими произведениями литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяет кругозор детей и помогает им ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе.
Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Музыка - могучее средство воспитания. Она оказывает глубокое влияние на человека, на его переживания, чувства и настроения. Она помогает лучше понять жизненные явления и пробуждает в человеке лучшие чувства. Музыка помогает бороться с грубостью, некультурностью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Поэтому надо приучать детей к сознательному восприятию музыкальных произведений.
Важно также приучать детей к пению. Пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему народу, к его творческому наследию.
Одним из средств художественного воспитания детей является общение их с природой. Красивый пейзаж родного края не только развивает эстетические чувства у детей, но и пробуждает у них любовь к Родине. Чтобы полюбить свой край, надо знать его, надо познакомиться с его природой, с его людьми.
Для развития художественного вкуса нужно поощрять участие детей в кружках художественной самодеятельности, их литературно-художественное творчество. Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию детей и молодежи.
Работа в коллективах художественной самодеятельности вместе с тем помогает воспитанию школьников в духе коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности и организованности.
Родителям нужно знакомить своих детей с живописью. Дети обычно любят рассматривать картины. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны детям. Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины. Знакомство детей с живописью расширяет их кругозор, развивает эстетические чувства.
Многие дети любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений, составлять альбомы из них. Это также способствует развитию у детей художественного вкуса.
Необходимо поощрять занятия детей лепкой, художественным выпиливанием, вышиванием. При этом особенно важно, чтобы дети делали это не только для удовлетворения собственных интересов и потребностей, но и подчиняли свои занятия общественным целям: рисовали для школьной газеты, мастерили и выжигали полочки или выполняли работы из гипса или глины для оформления классного помещения своей школы и т. д.
Организация внеклассного чтения.
Хорошая книга - верный спутник в жизни человека. Особенно велико значение хороших книг для детей. Дети и подростки только вступают в жизнь. У них еще нет жизненного опыта. В книгах они найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Внеклассное чтение помогает формированию у них высоких моральных качеств.
В школьные годы родителям вместе с учителями необходимо следить за внеклассным чтением детей, помогать им в выборе книг и приучать к регулярному чтению. Иногда дети младших классов читают все, что попадает им в руки, в том числе и книги, предназначенные для взрослых. Непонятные и недоступные для детей книги могут отбить у них охоту к чтению. Существуют рекомендательные списки книг для внеклассного чтения, в которых указывается, для детей какого возраста предназначается та или иная книга. Пользуясь такими списками, родители могут более успешно руководить детским чтением.
Иногда дети при чтении художественного произведения с интересом следят за действиями любимых героев, с нетерпением ждут развязки, а на описание природы и обстановки, в которой протекают события, не обращают внимания: опускаются целые страницы, посвященные описанию пейзажа, характеров людей. Родители не могут безразлично относиться с такому выборочному чтению. Надо привлечь внимание детей к описанию красот природы, попросить их пересказать прочитанное.
В беседах с детьми о внеклассном чтении следует рекомендовать им соблюдать следующие правила:
1. Читай книгу вдумчиво, не спеши.
2. Выписывай мысли, которые тебе больше всего понравились в книге.
3. Если встретишь в книге непонятные слова, обращайся к словарям и справочникам.
4. Веди дневник чтения.
5. Не читай лежа.
6. Не читай в сумерки - испортишь зрение.
Необходимо поощрять создание школьниками личных библиотек, помогать им пополнять эти библиотеки новыми, интересными книгами.
Время от времени нужно просить сына или дочь почитать вслух интересную книгу и таким образом пробудить и закрепить у них интерес к внеклассному чтению, привлечь их внимание к основной идее книги.